Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Информация для родителей

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЧАСТЬ 5)

Если в группе, которую посещает ваш ребенок,

есть дети с особенностями развития.

Маленькие дети обычно очень открыты и легко принимают в свой круг детей даже с серьезными отклонениями. У большинства из них еще не сложилось на этот счет никаких предрассудков. Вы очень скоро убедитесь сами, что дети с отклонениями – это, прежде всего, просто дети. Сходство между ними и другими детьми гораздо сильнее, чем различия.

Как быть.

Прочитайте вместе с ребенком книжки, где говорится о детях с разными отклонениями, например «Цветик-семицветик», и поговорите об индивидуальных особенностях людей.

Всегда прямо, конкретно и просто отвечайте на вопросы, которые  будет вам задавать ребенок о своих товарищах с отклонениями. Если кто-то спросит: «А почему он  не умеет ходить?», посоветуйте обратиться прямо к тому, кто не ходит. Если этот ребенок сам не сможет ответить, дайте простой ответ: «Когда он родился, его ноги не смогли заработать. Зато сейчас он ловко передвигается на коляске». Многие дети задают такие вопросы не из любопытства, а из боязни, что и с ними может случиться подобное или что они могут заразиться от калеки. Их нужно подбодрить и успокоить.

На конкретных примерах покажите детям, как сильно мы отличаемся друг от друга и насколько при этом похожи. Займите активную позицию и постарайтесь убедить ребенка отказаться от неверных стереотипов в отношении детей с особенностями. Всякий раз, когда ребенок высказывает  неправильное мнение, поправляйте его.

Обязательно говорите своему малышу о хороших чертах и достижениях ребенка с особенностями развития.

Если вам не нравятся друзья ребенка.

Прежде чем начать действовать, попробуйте сформулировать для себя, что именно вам не нравится. Возможно, дело не в личных качествах этих детей, а в вашем предубеждении против их родителей, окружения и т.п.

Если проблема не в этом, понаблюдайте, в какие игры дети играют вместе, как складываются отношения между ними. Попробуйте понять, что привлекает вашего ребенка в  его приятелях. Вполне вероятно, он находит в них  компенсацию своих трудностей. Например, вы слишком сильно  опекаете и регламентируете жизнь вашего малыша, он чувствует свою несвободу, а его приятель, наоборот, демонстрирует полную самостоятельность и инициативность.

В этом случае проблема не в друзьях, а в вашем стиле отношений со своим ребенком.

Как предотвратить проблему.

Постарайтесь своевременно рассказать своему ребенку, какие черты характера людей,  какие игры вы считаете достойными.

Не забывайте говорить малышу о его лучших сторонах.

Приглашайте в гости детей еще до того, как ребенок будет иметь возможность знакомиться и заводить друзей самостоятельно.

Пожалуйста, сдерживайте свои эмоции, если ваше отношение к друзьям ребенка определяется какими-либо «взрослыми» мотивами.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

Даже если вы твердо уверены, что все дело в невоспитанности друзей, не устанавливайте жестких запретов на эту дружбу – она может «уйти в подполье». Будет лучше, если вы неназойливо и спокойно обратите внимание своего ребенка на хорошие качества этих ребят, а вслед за этим твердо сформулируете свое мнение об отрицательных. Здесь нельзя обойтись без примеров, именно поэтому следует сначала понаблюдать за детьми, тогда ваши высказывания  будут  обоснованными.

 

Если у ребенка нет друзей.

 

Каждому человеку нужны друзья. Друзья для маленького ребенка – это возможность вместе познавать окружающий мир – мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке.

Отношения могут не  ск4ладываться из-за стеснительности, неуверенности. Иногда дети не знают, что может быть интересно и привлекательно для других.

Как предотвратить проблему.

Помогите ребенку почувствовать себя уверенным: говорите ему о том, что у него получается хорошо, какие его качества привлекательны для окружающих.

Расскажите, как вы приобретали друзей в детстве, в какие игры играли вместе с другими.

Подскажите, какими словами можно привлечь внимание другого ребенка, как реагировать на отказ.

Во время прогулок во дворе или сквере побуждайте ребенка подходить к играющим детям, заводить знакомых и друзей.

Приглашайте сверстников ребенка в гости, обязательно придумывая какое-либо занимательное дело, например, совместную настольную игру.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

Не утешайте себя мыслью, что ваш ребенок более развит, более серьезен, чем его сверстники, и ему просто неинтересно и не нужно общение с ними. Не думайте, что общение с вами, даже очень занимательное, способно полностью заменить детское общество.

Оглядитесь  вокруг, подумайте, кого из детей ваших соседей, друзей и знакомых могут заинтересовать те знания и умения, которыми располагает ваш ребенок, кому могут показаться привлекательными ваши домашние игры. Договоритесь с родителями этих детей о визите к вам. Помогите ребятам познакомиться, начать разговор или игру.

Примите участие в игре, постарайтесь быть естественными и непринужденными. Если чувствуете, что контакт между детьми установлен, оставьте их.

Возможно, ребенок, долгое время изолированный от общества сверстников, поведет себя несколько необычным образом. Постарайтесь быть понимающими и снисходительными. Обязательно поговорите с ребенком о его чувствах после визита гостей.

 

Если ребенок попал в больницу.

Больничный опыт может оказаться для маленького ребенка тяжелой травмой, ведь, возможно, он будет страдать от боли, к тому же все вокруг там совсем другое – мебель, предметы, запахи, люди в масках и халатах, непривычно тихая строгая атмосфера, к тому же, к сожалению,  многие больницы трудно назвать дружелюбными по отношению к маленьким детям.

Как предотвратить проблему.

Почитайте детям книжки про больницу и ответьте на все вопросы, которые у них после этого возникнут.

Дайте понять, что если какой-то ребенок попал в больницу, то он ни в чем не виноват, ничего не сделал плохого, и больница – это не наказание.

Во время посещения поликлиники обратите внимание на предметы, запахи, правила поведения.

Помогите организовать дома игру в больницу.

 

Если в семье появился еще один ребенок.

Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены – независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он ребенком нового папы или мамы или его усыновят.

Как предотвратить проблему.

Рассказывайте детям о том,  откуда берутся и как появляются на свет дети. На этот счет существует много детских книг, которые помогут объяснить это простым и естественным образом. Можно сделать это, когда у домашних животных появляется потомство.

Поговорите с детьми о том, какими разными способами создаются семьи, в том числе и об объединении семей, усыновлении.

Разъясните, где и как развивается ребенок до рождения.

Обратите внимание  на то, что прежде чем младенец вырастет до того состояния, когда с ним можно  будет играть, должно пройти много времени. Объясните, что за маленькими детьми нужно  много ухаживать, поэтому взрослые гораздо больше заняты маленьким. Ведь когда ваш ребенок был  новорожденным, за ним ухаживали точно так же.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

Как можно больше привлекайте ребенка к приготовлениям к рождению малыша. Тогда он будет чувствовать себя важным и нужным.

Необходимо в течение дня выделять время, посвященное только старшему ребенку, - почитать. Поговорить, поиграть.

Дайте ребенку возможность рассказывать близким родственникам о том, как развивается малыш, что умеет делать, чему его «научил» он, старший.

Примите как должное ревность и даже ненависть, которые могут возникнуть у старшего. Учтите. Что многие дети, после того как малыш родился, хотят «сдать его обратно». Предложите разные способы выплеснуть свои чувства и эмоции – рисовать,  мять тесто, играть в куклы, с песком и водой.

Помогите старшему усвоить такие речевые обороты: «Не могла бы ты уделить мне внимание, когда маленький заснет?», «Ты не сможешь погулять со мной, когда с маленьким сидит папа?».

 

Развод и новый брак.

Хотя развод родителей в наши дни стал очень распространенным явлением, эмоционально его воздействие на ребенка от этого не стало менее тяжелым.

Возможно, вы сталкиваетесь с некоторыми изменениями в поведении ребенка – духом противоречия, вспыльчивостью, агрессией, плаксивостью, инертностью и т.п.

Как предотвратить проблему.

При помощи книг, картинок познакомьте ребенка с разными типами семей. Ребенок должен понять, что детей любят и о них заботятся в любых семьях: и в таких, где есть только мама или  папа, и в таких, где есть только бабушка и  дедушка, и в семьях с приемными родителями. На доступных примерах, с помощью картинок дайте понять, что такое изменения в природе и в жизни. Дайте детям возможность выплеснуть все  накопившиеся чувства и эмоции – вволю рисовать, лепить, играть с песком и водой, двигаться под музыку.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

Дайте ребенку ясно понять, что развод произошел не по его вине, что он ничего не мог сделать или не сделать такого, что бы остановило родителей.

Помогите ребенку увидеть положительные стороны развода: «Нам с тобой  станет легче, потому что больше никто не будет ругаться». Не старайтесь  объяснять малышу, что ничего особенного не происходит, ведь он переживает столько отрицательных эмоций и столько боли.

Не следует из-за того, что ребенок переживает боль, все прощать ему, «носиться» с ним. Ему будет легче, если он будет поставлен в устойчивые и четко обозначенные границы. Поддерживайте все правильные проявления его поведения.

Учтите, что ребенку, чьи мама и папа вступают в новый брак, нужно, чтобы его уверили в том, что из-за нового мужа или жены, сводных братьев и сестер никто не будет любить его меньше. Просто в его жизнь войдут другие люди, которые тоже будут любить его и заботиться о нем, а может быть, на свет появятся маленькие братики и сестрички, с которыми он сможет играть.

 

Смерть любимого человека.

Когда умирает близкий и любимый человек, дети могут испытывать скорбь и страх. Процесс этот может длиться долго, в зависимости от того, какое значение имел умерший человек в жизни ребенка. Ребенок может верить, что умерший еще вернется. Может испытывать гнев, так как ему кажется, что его бросил то человек, которого он любил. Может печалиться. Плакать, чувствовать себя подавленным. Может испытывать страх от процесса похорон. И, наконец, ребенок смиряется с положением вещей, начинает понимать мир по –своему.

Как предотвратить проблему.

Время от времени читайте ребенку книги, где говорится о чьей-либо смерти. Например, в сказке «Золушка» есть упоминание о том, что «родители ее умерли». Не спешите читать дальше, спросите ребенка, как он это понимает.

Если умрет какой-нибудь известный человек (обычно дети узнают об этом из  разговоров родителей или из выпусков новостей), поговорите о нем, как он жил, как будет продолжаться его дело.

Если дети найдут умершее насекомое, птенчика или другого мелкого зверька, воспользуйтесь этим, чтобы рассказать, что значит «смерть»  физическом смысле – неподвижность, молчание, полное отсутствие реакций.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

Дети еще не умеют достаточно хорошо выражать свои мысли словами, но действуют они, прежде всего, руководствуясь чувствами. Помогите ребенку выразить свои эмоции – пусть он бьет или месит тесто, рисует, забивает гвозди.

Напишите вместе книжку о том, кто умер, и о тех замечательных вещах, которые он (она) успели сделать при жизни. Если ребенок не склонен говорить об этом человеке, сочините с ним историю о каком-нибудь маленьком зверьке, который потерял кого-либо из тех, кого очень любил.

Если смерть произошла от болезни, объясните, что не все болезни приводят к смерти.

Отвечайте на вопросы о смерти прямо и точно. Учтите, если дети начинают задавать такого рода вопросы, значит, они усиленно размышляют на эту тему. В некоторых случаях эти вопросы навеяны обеспокоенностью свой судьбой: «А когда я умру?». Лучший ответ – «Я надеюсь, что ты проживешь долгую-долгую жизнь».

 

Если вы не уверены в возможностях ребенка.

Иногда родителям кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает  сомнение успешность ребенка в занятиях математикой или рисованием, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе и возможного визита к специалистам.

Как предотвратить проблему.

Начните с себя. Постарайтесь достаточно точно определить, что вызывает ваши сомнения. Не полагайтесь только на свое субъективное мнение, спросите об этом других членов семьи, воспитателей. По возможности понаблюдайте несколько раз за действиями ребенка в той сфере, которая вызывает ваше сомнение, и обязательно за его деятельностью в целом. Постарайтесь писать то, что видите. Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ: это настоящая проблема ребенка или результат вашей гипертревожности.

Чаще инициируйте разговоры с воспитателями о текущей ситуации в развитии, перспективах.  Особенностях,  потребностях ребенка. Это позволит раньше выявить проблему, если она действительно есть.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

Помните, что ваше эмоциональное состояние передается ребенку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать его неуспешностью.

Постарайтесь избавиться от высказываний типа: «У тебя не получается», «Ты не сумеешь». Замените их конструктивными фразами: «Ты решил помыть посуду? Прекрасно. С чего  ты начнешь?»; «Ты пробовал построить башню из книг, и она рассыпалась? Давай попробуем теперь из кубиков. Какой ты положишь первым?»

Никогда не позволяйте себе и другим упражнять в диагнозах вашего ребенка. Все дети развиваются в своем темпе, по своей траектории.

Если вы видите, что в чем-то ребенок отличается от других, найдите его сильные стороны. Посмотрите, что можно исправить через успешные черты его характера.

Не пугайтесь визита к специалисту, если это действительно необходимо.

 

Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка.

Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших родителей? Все-таки не нравятся?

Как быть

Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.

Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся. Понаблюдайте за ребенком – как, в каких ситуациях они проявляются. Вполне возможно, что вы какими-то своими действиями провоцируете ребенка на негативные проявления.

Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. Например, ребенок «упрямый, настырный». Если не вы – причина упрямства, то посмотрите, как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша: возможно,  приняв  решение, он обязательно выполняет его; начав дело, доводит его до конца, несмотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шел обедать). Нет ли здесь положительных черт?

«Оборотной стороной медали» могут оказаться такие черты, которые очень желательны или компенсируются другими особенностями ребенка. Например, ребенок, на взгляд родителей, очень несобран, неаккуратен в своих вещах.  Более внимательный взгляд на поведение малыша может открыть  возможную причину этих явлений – у него буйная фантазия, он все время что-то придумывает, и беспорядок – следствие раз витого воображения в большей степени, чем прямая неаккуратность.

Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты  личности своего ребенка. Осознайте их значимость и ценность. Дайте возможность малышу знать и чувствовать это. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст  дошкольнику уверенность, желание измениться в лучшую сторону.

 

Если вам не нравится собственный ребенок.

Такое тоже случается. Иногда родители заранее создают желаемый образ будущего  ребенка: «мальчик, красивый, кудрявый, пухленький», а рождается девочка, растет худенькой и даже вовсе не хорошенькой.

Здесь нет проблемы ребенка до тех пор, пока взрослые ее не создадут для него тем, что внушат неуверенность в своих силах, возможностях и перспективах.

Проблема  - в родителях.

Как предотвратить проблему.

Не настраивайте себя заранее на пол и внешность ребенка.

Старайтесь просто любить того, кто еще не родился, а  родившегося – любить таким, какой он есть. Не завидуйте родителям «херувимов и серафимов», у них может быть не меньше проблем.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

Вспомните собственное детство, посмотрите свои детские фотографии, возможно, ваш великолепный сегодняшний образ – следствие тщательной  работы над собой, в большей степени, чем природная красота и задатки.

Подумайте, чем обусловлены ваши требования к образу ребенка – модой, стремлением к превосходству над другими, сложившимися стереотипами?

Обдумайте и перечислите все сильные стороны своего малыша и постоянно помните о них, помогайте им развиться.

Решите сами, что можно сделать, или привлеките на помощь специалистов, если видите, что некоторые особенности вашего малыша слишком бросаются в глаза другим.

 

Если вы хотите вырастить успешного ребенка.

Можно, конечно, считать, что всем правит судьба – одному она дает все, другому чуть-чуть, а третьего и вовсе обходит. Но попробуйте присмотреться к тем людям, которых считаете успешными. Вполне возможно вы увидите, что они обладают такими качествами личности, которые им помогают достичь успеха. Чаще всего это – целеустремленность и  инициативность, высокий уровень самоконтроля и умение не пасовать перед трудностями и убеждать их. Вы думаете, это врожденные черты? Скорее, они  результат воспитания, то есть плоды того, как с этими людьми обращались в детстве.

Что обязательно нужно делать.

Везде и всегда, где и когда это возможно, предоставляйте ребенку право самостоятельно выбирать: с чего начинать есть и какую  рубашку (из двух предложенных вами) надеть, чем и в какой последовательности заниматься («Ты можешь поиграть один, или мы вместе посмотрим книжку») и т.п.

Чем больше у ребенка практика принятия самостоятельных решений, тем больше уверенность в своих возможностях.

Обязательно внушайте ребенку оптимизм: «У тебя обязательно получится», «Ты сможешь это сделать», «Я верю в твои способности».

В случае, если малыш принял решение, но не переоценил свои возможности, не меняйте своих установок: «Ну все, больше я тебе этого не позволю», - просто помогите ему получить положительный результат: «Давай вместе. Если бы сделал вот так, у тебя бы все получилось. Я верю, что в следующий раз все получится».

Поговорите с воспитателями  или другими людьми, с которыми находится ребенок, пока вы на работе, о том, что вы доверяете своему малышу делать самому, и договоритесь с ними о взаимной поддержке.

 

Чего делать нельзя

Не говорите ребенку: «Не сейчас», «В следующий раз обязательно, а сейчас я спешу», «Нет. Ты все испортишь. Я знаю, какой ты неумеха» и прочих грустных слов.

Не ставьте ему условий и не создавайте барьеров: «Если не сделаешь, не получишь, не пойдешь». Дело из-под палки, за подарок – уже не дело, а повинность.

Не сравнивайте его решения и его результаты с другими детьми.

Категория: Информация для родителей | Добавил: svetliachok122016 (21.02.2017)
Просмотров: 381 | Рейтинг: 0.0/0